Skip to content Skip to footer

На днях посмотрел далёкий от кинематографического совершенства, скудный по своему киноязыку и сценарию фильм, который всё же, заслужил моё внимание неплохой визуализацией проблем современного общества потребления и натолкнул на размышления о человеке цифровой эпохи. Фантастический сюжет с комнатой воплощающей все желания, постепенно раскрывается в форме триллера с головоломками и является лишь жанровой обёрткой, для рассказа современной версии мифа об Эдипе.

Реальное убийство отца, как способ занять место вожака стаи рядом с матерью, уже давно является табуированным в обществе и по мнению З.Фрейда, это стало одним из важнейших факторов для возникновения культуры, где запрет на инцест начал способствовать социализации и развитию общества. В фильме же, нам показана среднестатическая современная пара, которая теряет вкус к жизни, как только получает возможность к беззаботному существованию. Из-за виртуальной пресыщенности они оказываются абсолютно не способными воспитать полноценного ребёнка, ведь отец сразу отрешается от него, а мать становится одержимой им и панически боится его потерять, в результате чего, мальчик вырастает в изолированной обстановке, где отсуствует такой важный для становления фактор, как периодическая фрустрация, которая в свою очередь, должна обеспечивать необходимый положительный стресс, без которого человек легко превращается в утратившую смысл существования мышь из эксперимента «Вселенная 25».

В результате, перед нами предстанет перверт, для которого союз с мамой и реальное убийство своего отца уже не является чем-то запретным. Ведь на символическое убийство, как необходимый ритуал вступления во взрослую жизнь, за счёт отказа от Закона Отца и покидания родительского гнезда, он оказывается не способным. В подтверждение вышеописанного, для совсем невнимательных, авторы нам приводят цитату Ницше о том, что для обретения свободы нужно убить Бога, а для ребёнка, Бог – это родители, точнее, родительский закон. Человек цифровой эпохи, может вообще не выходить из дома, он может получать пособие, или зарабатывать непыльной деятельностью на фрилансе, без долгосрочных обязательств и чёткого графика, или вести видеоблог, заказать домой еду, проститутку, либо проститута, практически незамедлительно утолять все свои желания реально, или виртуально, что создаёт пустого и творчески демотивированного перверта, для которого нет ничего высокого и нет ничего табуированного.

В конечном итоге, мы получаем лишь физически взрослое, но социально и эмоционально недоразвитое создание, неприспособленное к выживанию во внешнем мире, не способное быть культурным субъектом и частью общества, слабовольного, запустившего себя индивида, роль в истории которому отведена весьма скромная – бесславно отбыть свой срок проживания на Планете Земля…

Подробнее, тему цифровой первертизации я раскрыл в своей заметке – XXl. Век цифрового перверта

С уважением к вашему времени и психике,
Андрей Боцуляк

Leave a comment

0.0/5

Наш сайт використовує файли cookie